Круги из камней в Гёбекли-Тепе

Храмовый комплекс Гёбекли-Тепе расположен на самой высокой точке горного хребта в 15 км к северо-востоку от древнего города Эдесса в современной Турции. Круги, выложенные из тщательно отшлифованных камней, были созданы около 9500 года до н.э., то есть еще до возникновения земледелия.  Это сооружение признано одной из самых древнейших культовых построек.


Гёбекли-Тёпе был уже в начале 1960х годов известен археологам, но его истинная значимость долго оставалась неясной. Американский археолог Петер Бенедикт (Peter Benedict) предполагал, что под ним находится кладбище византийской эпохи. С 1994 г раскопки и исследования проводятся стамбульским отделением Немецкого археологического института (Deutsche Archaologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа (Sanl?urfa) под руководством Клауса Шмидта (Klaus Schmidt).

Еще мальчиком Клаус Шмидт лазил по пещерам у себя на родине, в Германии, в надежде обнаружить доисторические рисунки. Тридцать лет спустя, уже будучи членом Немецкого археологического института, он нашел нечто бесконечно более важное: храмовый комплекс, который почти в два раза старше любой находки такого типа.

"Это как сверхновая звезда, – говорит Шмидт. Мы стоим под одиноким деревом на вершине продуваемого всеми ветрами холма в 35 милях к северу от турецко-сирийской границы. – Как только я это впервые увидел, я понял, что у меня два варианта: либо уйти отсюда и никому ничего не рассказывать, либо остаток своей жизни исследовать этот объект".

У него за спиной видны первые изгибы Анатолийского плоскогорья. Впереди, подобно морю цвета пыли, на многие сотни миль простирается Месопотамская равнина. Прямо перед ним лежат частично скрытые в толще холма каменные круги Гёбекли-Тепе.



По сравнению со Стоунхенджем они невелики. Ни один из открытых кругов (сейчас раскопано 4 объекта из предполагаемых 20) не превышает в поперечнике 30 метров. На одном уровне с остальными находками лежат Т-образные столбы, а над ними, по крайней мере, на метр возвышаются два пятиметровых камня. Они примечательны резными изображениями кабанов, лисиц, львов, птиц, змей и скорпионов, а также своим возрастом: камни датируются примерно 9500 годом до н.э., то есть они на 5,5 тыс. лет старше первых городов Месопотамии и на 7 тыс. лет древнее Стоунхенджа.

Создавшие их люди не то что не знали колеса и письма – они даже не владели гончарным мастерством и не возделывали пшеницу. Авторы сооружения в Гёбекли-Тепе селились деревнями, но это были не земледельцы, а охотники.

"Раньше считалось, что возводить такие монументальные объекты под силу только сложным, иерархически устроенным цивилизациям, которые возникли лишь после появления земледелия, – говорит профессор антропологии из Стэнфордского университета Йен Ходдер, который с 1993 года руководит раскопками на Чатал-Гуюке, самом известном из расположенных на территории Турции памятников эпохи неолита. – Гёбекли-Тепе переворачивает все наши представления. Найденные там объекты искусно обработаны, они сложны в изготовлении и были сделаны раньше, чем появилось земледелие. Одно это делает данный комплекс одной из самых важных археологических находок за долгое время".

Поскольку за десять лет раскопок была открыта лишь часть памятника, назначение построек Гёбекли-Тепе остается невыясненным. Некоторые полагают, что это было место отправления ритуалов, связанных с культом плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга олицетворяют мужчину и женщину. Эту теорию с радостью подхватило туристическое агентство в расположенном неподалеку городе Урфа. "Посетите Эдемский сад, повидайтесь с Адамом и Евой", – зазывает рекламная брошюра.

Шмидт относится к этой гипотезе скептически. Он признает, что Гёбекли-Тепе вполне может оказаться "свидетельством последнего взлета полукочевой цивилизации, которая вскоре была вытеснена земледельцами". Но на этом объекте отсутствуют символы плодородия, которые находят на других памятниках эпохи неолита, и хотя Т-образные колонны символизируют человека, эти фигуры лишены половых признаков.



"Я думаю, здесь мы имеем дело с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт, поглаживая рукой один из самых больших камней. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но есть руки и ладони. Это демиурги. Я думаю, те, кто высек их из камня, задавались самым глобальным вопросом: что это за мир? зачем мы в нем?"

Вблизи камней никаких остатков жилищ или могил не обнаружено, и Шмидт полагает, что вершина этого холма была местом паломничества для общин, живших в радиусе примерно сотни миль. Наиболее высокие камни ориентированы на юго-запад, они словно обозревают равнину, усеянную памятниками того же периода, часть из которых во многих отношениях ничуть не менее интересна, чем Гобекли-Тепе.

В прошлом году, например, французские археологи обнаружили в Джаде Аль-Мухара (на севере Сирии) древнейшую настенную роспись. "Два квадратных метра геометрических узоров в красном, черном и белом цвете – как картины Пауля Клее", – говорит начальник раскопа Эрик Кокеньо из Лионского университета.

С учетом примечательного местоположения Гобекли-Тепе, Кокеньо называет гипотезу Шмидта о том, что это было место отправления ритуалов, "заманчивой". Однако исследование данного региона только начинается. "Может быть, завтра найдут что-нибудь еще более поразительное".

Вечихи Озкая, начальник раскопок в Кортык-Тепе, что в 120 милях к востоку от Урфы, сомневается, что на это звание могут претендовать те тысячи каменных горшков, которые он нашел в сотнях обследованных им с 2001 года захоронений, возраст которых достигает 11,5 тыс. лет. Но в его по-спартански обставленном кабинете в Университете Дикле (Диярбакыр, Турция) царит атмосфера приятного волнения.

"Посмотрите сюда, – говорит он, показывая фотографию искусно выточенной скульптуры мифического животного – полульва-получеловека. – Это сфинкс, за тысячи лет до появления египетской цивилизации. Юго-Восточная Турция, Северная Сирия – в этом регионе зародилась наша цивилизация".




 

Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тёпе пока носят предварительный харатер, так как раскопки ведутся лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к 9 тыс. лет до н. э., а его начало — к 11 тыс. лет до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетию.

Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий боьлшого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой от 10 — 20 тонн от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 тонн, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тёпе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 кубометрами земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно.



Источник: celtica.ru
Википедия

Источник:
http://white-nephilim.livejournal.com/13578.html